Большое интервью с CEO ICO World Wi-Fi (часть 1)

worldwifi.io

Интервью с разработчиками World Wi-Fi.

Читайте также:

ICO проект World Wi-Fi и как принять в нём участие?

На вопросы отвечает Co-Founder & CEO проекта Илья Яшин:

Илья Яшин
Илья Яшин

Pro-bitcoin.ru: Если вас продукт уже будет готов по сути ещё до начала ICO, зачем вообще нужно ICO?

World Wi-Fi: Во-первых, нужно хорошо понимать, что ICO — это далеко не только деньги, а наш проект, по сути, без ICO сделать невозможно. Продукт — это определенная часть техники и определенная часть маркетинга. Мы можем посмотреть на тот же Uber, продукт которого с технической точки зрения — это всего лишь мобильное приложение с определенными функциями. Но на запуск UBER понадобилось почти 500 млн. долларов, потому что это приложение необходимо было донести до каждого пользователя, решить определенные вопросы в каждой стране и т.д. ICO, как инструмент сейчас предоставляет децентрализованным компаниям потрясающие возможности. Мы говорим, что 95% дохода от всей рекламы в W-Fi точках получат наши пользователи- владельцы точек, и что мы, по сути, даем техническое решение, как это сделать и даем возможность заработать всем, кто будет проект распространять по реферальной программе. Я не знаю другого способа, кроме ICO, который мог бы запустить подобную маркетинговую историю. ICO здесь не только и не столько для денег, потому что на первом этапе подготовки проекта к нам приходили инвесторы и говорили: «Сколько вы хотите на ICO? $25 млн? Давайте мы вам их дадим, давайте нам долю и будем делать проект». На что мы показывали им расчеты, что без ICO, без этих маркетинговых возможностей там и $50 млн. не хватит, чтобы сделать серьезный Go To Market.

Pro-bitcoin.ru: Для чего вообще проекту децентрализация?

World Wi-Fi: Централизованные версии, как сделать где-то Wi-Fi, мы можем увидеть у телеком-операторов. Они ставят оборудование, тратят нереальное количество денег на это оборудование, на техническую поддержку, создают каналы связи и т.д. Окупается всё это потом очень долго, трудно и не факт, что окупается вообще. В случае децентрализации с технической точки зрения, когда мы говорим, что мы предлагаем каждому владельцу роутера загрузить на свой роутер кусочек кода, который позволит показывать рекламу и приносить доход владельцу, мы все накладные расходы по обновлению железа, по отслеживанию количества людей, которые подключаются и т.д., перекладываем на плечи владельца, отдавая им 95% дохода от этой деятельности. Когда сообщество что-то делает, когда каждый участник делает свою часть, расходы минимальны. Для обычного владельца роутера это задача только посмотреть, куда бы его поставить, чтобы он побольше территории закрывал и потратить полчаса на настройку. А если мы это делаем централизованно, это просто запредельные расходы на техподдержку и всё остальное.

Pro-bitcoin.ru: Наверное, главный вопрос. Starlink Илона Маска, британский OneWeb и другие проекты, направленные на создание глобального общедоступного Wi-Fi. Сможет ли World Wi-Fi конкурировать с ними?

World Wi-Fi: Указанные проекты делают не Wi-Fi, они делают общедоступный глобальный Интернет. А это очень разные вещи. Эти проекты за счет спутников планируют сделать глобальное интернет-покрытие. Но вы видели, как выглядит спутниковый сотовый телефон? Он чуть-чуть побольше, чем обычный, в первую очередь за счет модуля связи. А модуль Wi-Fi до орбиты не дотянется никогда, поэтому на орбите или на низких орбитах будут не Wi-Fi роутеры, а те передатчики, которые способны принять/получить сигнал на других частотах, это не Wi-Fi. Wi-Fi — это то, что называется «последней милей», то есть то, что перед пользователем, поэтому с моей точки зрения, это очень здорово, если у ребят получится в ближайшей перспективе это сделать, потому что тогда мы получим доступ к Интернету практически по всему миру. Достаточно будет поставить оборудование, которое будет продавать, например, Илон Маск, и не будет необходимости тянуть оптический кабель за сотни километров или ещё что-то. Нужно просто понимать, что мы решаем абсолютно разные задачи. World Wi-Fi решает задачу обеспечения бесплатного доступа к Wi-Fi в существующих местах, где интернет уже есть, а эти ребята решают вопрос, как дать интернет туда, где его ещё нет? То есть World Wi-Fi в условной пустыне, тундре, джунглях или где-то в океане проблем не решает.  Наш проект — это шеринг экономика, возможность поделиться, заработать и т.д. Я думаю, что к моменту, когда будет запущена вся эта спутниковая сеть, наше сообщество с удовольствием будет её использовать, чтобы в дальнейшем через World Wi-Fi дистрибутить тот интернет, который получит со спутника.

Pro-bitcoin.ru: У вас на карте реализации проекта, Россия не отмечена вообще как приоритетный регион развития проекта. Имеется в виду, что она будет охватываться по умолчанию или наоборот, не является приоритетной территорией в принципе?

World Wi-Fi

World Wi-Fi: Тут два момента. Во-первых, естественно, по умолчанию. Мы всё обкатываем на России. Нам здесь ближе, удобнее и т.д. Во-вторых, что касается России, у нас получилось так, что мы в России в основном сотрудничаем с операторами связи. Сейчас мы заключаем договор, например, с «Altegro» на то, чтобы существенную часть Дальнего Востока закрывать World Wi-Fi. С другой стороны, именно с коммерческой точки зрения, Россия для нас не самая приоритетная страна, потому что здесь очень дешевый LTE, поэтому вероятнее всего, что доходность с России будет меньше, потому что мы избалованны бесплатным, почти бесплатным, дешевым интернетом и т.д. Цены, как в Европе погигабайтно и при этом недешево за мобильный интернет, для нас таких цен нет. Мы привыкли заплатить 500-1000 рублей и при этом интернета будет достаточно. Хотя тоже всё очень сильно зависит от региона, поэтому вот с «Altegro» мы сосредотачиваемся на Дальнем Востоке.

Pro-bitcoin.ru: Вы планируете отнять хороший кусок у серьезных игроков — операторов связи. Не переживаете ли вы за возможные противодействия с их стороны?

World Wi-Fi: Человек и так может пойти в кафе и пользоваться там бесплатным WI-Fi. По сути, мы эту сеть просто делаем более плотной. Что касается тех же операторов связи, честно говоря, в самом начале, когда мы этот проект делали, у меня тоже было такое ощущение, что вот мы сейчас у них кусок хлеба будем отнимать, у нас будет куча проблем. На самом деле, нет. Я в прошлом году выступал в Москве перед операторами связи, как раз с докладом о том, что мы по Wi-Fi делаем. Я его начал с того, что мол:
— Ребята, сети строите?
— Строим.
— Дорого?
— Дорого.
— Окупаются плохо?
— Плохо.
— Вот сейчас я вам расскажу, как мы это делаем.
Ощущение было, как у Uber перед таксопарками. Я думал, что меня сейчас яблоками закидают. А на самом деле послушали, встали, пошли в партнеры. Телеком-операторы давно поняли, что продавать просто провод — это никому не нужно. И в той же самой Америке телеком-операторы продают почти всегда не просто провод а ещё + ТВ-каналы, какие-то медийные возможности, закупают какие-то сериалы раньше всех и т.д. И продают они сейчас именно это. В России примерно такая же ситуация. Менеджеры уже давно продают вам не интернет, а всё остальное. Даже в ООН сказали, что интернет — это базовая потребность.  Ок, мы придумали, как её дать бесплатно и немножко монетизировать. Как в телевизоре монетизация идет за счет рекламы, так же и у нас. Мы общаемся с операторами в разных странах, например в Канаде, Испании и т.д., и они прекрасно понимают, что когда мы им даем возможность на том, чтобы давать Wi-Fi бесплатно заработать больше, чем если они его продают это выгоднее. По сути же, что делает World Wi-Fi? Он говорит, что можно монетизировать любую Wi-Fi сеть. Всё. Даем технологию бесплатно. Рекламодатели всё в одной точке. То есть им это удобно. Для рекламодателей всё это сводится как в Google Analytics, несколько кликов и рекламная компания запущена. Плюс мы им ещё и историческую информацию даем, которую, допустим, на сайте дать невозможно, потому что аудитория сайта меняется, покупает разные вещи, а в условном районе люди покупают то, что близко им. Когда Wi-Fi точка стационарная — это дает много возможностей по историческому таргету и мы это уже тестировали. Это работает.

Pro-bitcoin.ru: Сколько же всё-таки уровней в конечном счете имеет реферальная система? И если уровней много, это приведет к большому множеству микротранзакций. Не забьет ли это блокчейн? У вас же блокчейн Ethereum?

World Wi-Fi: Во-первых, блокчейн Ethereum — это этап. Со следующего года будет свой блокчейн. Во-вторых, вы попали в ту же самую логическую ловушку, в которую попадают абсолютно все. Люди считают, что транзакция — это открутился один баннер и мы за него заплатили. Это не так. Если посмотреть, как описана в whitepaper  техническая часть, транзакция — это смарт-контракт, который передает деньги за открученную рекламную компанию. Вот этой всей механикой с баннерами занимается то, что мы называем deal — внутреннее цифровое рекламное агентство.  В блокчейн попадают транзакции гораздо реже. На самом деле, нам бы хватило сейчас и мощностей биткоина. Просто эфир гораздо более гибок. Что же касается реферальной программы: да, у неё бесконечное количество вложенности. Но опять же транзакция происходит не каждый раз, а по начислению, а от открученной рекламной компании. Мы условно будем получать на один роутер может быть 2-3 транзакции в неделю, этого более чем достаточно.

Pro-bitcoin.ru: Очевидно, что с увеличением популярности вашего проекта появится толпа мошенников, которые будут под видом «World Wi-Fi» выставлять свои «небезопасные» сети. Есть ли план по борьбе с подобным явлением?

World Wi-Fi: Тут есть несколько моментов. Во-первых, что такое «небезопасная сеть»?

Pro-bitcoin.ru: Сеть, замаскированная под интерфейс World Wi-Fi, но на самом деле будет вытягивать пароли и т.д.

World Wi-Fi: Этого не произойдет благодаря технологиям шифрования . Hsts — это технология, которая устанавливает зашифрованное соединение между сайтом и клиентом. Есть единственный способ взломать эту технологию и то, не самый простой. Это так называемая атака «man in the middle», когда в середине становится устройство, которое подменяет ключи с обеих сторон и т.д. Массового распространения это не получит хотя бы просто потому, что сейчас все браузеры умеют предупреждать о том, что соединение небезопасно. Если вы где-то подключаетесь, то вам тот же Chrome, та же Opera всегда скажет, что вообще то у этого сайта раньше был сертификат, а сейчас его что-то нет. Выманить оплату можно таким только образом, подсунув другой сайт. Перехватить зашифрованный трафик, который идет по Https и расшифровать его без того, чтобы заставить пользователя поставить себе на телефон корневой сертификат- невозможно, во всяком случае, на данном этапе развития технологий. Может какие-нибудь квантовые компьютеры смогут это сделать. Поэтому эта проблема на самом деле надуманная.

Pro-bitcoin.ru: Подключение пользователя будет происходить через какое-то приложение или как?

World Wi-Fi: Нет. Пользователь подключается просто к обычной сети и при подключении видит рекламу. Это обычная открытая сеть, она может даже не называться «World Wi-Fi», если владельцу роутера не хочется.

Pro-bitcoin.ru: Что мешает человеку (владельцу роутера) автоматизировать систему и «накручивать» просмотры рекламы себе?

World Wi-Fi: Предположим, что вы умудрились обмануть наш deal и показывать рекламу. Что мы получим в результате? Мы получим, что через некоторое время ваш роутер упадет в стоимости рекламы почти до нуля просто потому, что по этой рекламе никто ничего не будет покупать. Рекламодатель будет видеть, что да, на этом роутере почему-то откручивается очень много рекламы, при чем гораздо больше, чем к нему подключается пользователей, это уже будем видеть мы. Поскольку есть внутренняя система аукциона, которая квалифицирует каждый роутер по качеству аудитории, рекламодатель очень быстро перестанет у вас размещать рекламу и мы будем лить к вам CPA-рекламу, с которой вы заработаете только в случае, если там будут покупки. Это саморегулируемая система, на самом деле.

Pro-bitcoin.ru: А банов никаких не планируется за нарушения?

World Wi-Fi: Нет. А зачем? Основная цель — это дать всё-таки тот самый бесплатный Wi-Fi по всему миру. Это будет обыкновенный естественный отбор. Кто-то подумает, поставит в более посещаемом месте, кто-то подумает и поставит антенну-усилитель, а кто-то будет пытаться накручивать показы рекламы.

Продолжение интервью:

Большое интервью с CEO ICO World Wi-Fi (часть 2)